Как избавиться от мышечных зажимов во время публичных выступлений?
Способность владеть собой — одно из важнейших свойств, формирующих впечатление о человеке, особенно о том, который даже ненадолго оказался в центре внимания…
Думаю, каждый, кто побывал на сцене, за трибуной — одним словом, на месте выступающего — и не был достаточно подготовлен к этому, ощутил на себе весь комплект ощущений жуткого волнения и дискомфорта: мурашки, негнущиеся колени, пересохшее горло и Бог знает какие ещё симптомы.
В актёрской практике (ведь именно актёры — те люди, для которых выступления перед аудиторией — основная профессиональная деятельность) все эти ощущения называются мышечными зажимами.
Предстартовое волнение (ну, или «предвыступательное») — абсолютно естественное и очень нужное ощущение, без него выступление рискует стать безэмоциональным и пресным. Подобное явление носит физиологический характер.
Многие думают — это от нездоровых нервов, выпью успокоительного — и всё будет нормально. Однако седативные средства нужно использовать лишь в крайних случаях, гораздо лучше, с физиологической точки зрения, пожевать какую-то освежающую жвачку или рассосать леденец: и для горлышка полезно, и отвлекает (собственно говоря, как ребёнка пустышка).
Вообще говоря, это главное, чему учат начинающих актёров, — снимать мышечные зажимы, то есть напряжение. Великолепное средство для этого — самомассаж. В зависимости от того, что именно доставляет вам больше неудобств, — зажатая вытянутая шея или впившиеся в ладони ногти — помассируйте шейно-воротниковую зону или кисти рук. Самые простые приёмы расслабления:
поглаживание шеи сверху вниз пальцами с легким нажимом; круговые движения пальцами от головы к плечам, на плечах можно использовать и лёгкое пощипывание; вращение расслабленной головы сначала с подбородком, опущенным на грудь, вправо и влево, фиксируя ушко на плече, а потом то же вращение с запрокинутой головой (тут важно не переусердствовать, по 8 раз вполне достаточно); в заключение максимально вытянуть подбородок вперёд и вернуть в исходное положение (можно сделать всего 4 раза, но с активным выдохом через рот на звук «х-х-х»).
Для кистей рук эффективно также: поглаживание каждого пальчика от ногтя к кисти, как по прямой, так и вкруговую; потирание ладоней до ощущения тепла; упражнение «Веер», при котором пальцы сгибаются поочерёдно от мизинца и накрываются большим пальцем, а потом наоборот, накрывая большой палец сверху. При этом выполняется и вращательное движение в кистевом суставе.
Перед самым выходом на место выступления рекомендую выполнить упражнение «Тело на колок». Это название дал российский реформатор театра К. С. Станиславский. Понятно, что адские пытки тут ни при чём, просто вспомните, как в XIX веке выглядели вешалки, из чего они были сделаны. Это были небольшие колышки, или колки, на которые господа вешали свои пальто и шубы.
Чтобы держать своё тело в положении «на колке» — нужно как бы «надеть» его на позвоночник. Попробуйте: расслабьте мышцы спины, плеч, рук, потом приподнимите плечи с глубоким вздохом, и «наденьте» на позвоночник с выдохом.
В идеале должно возникнуть ощущение закреплённой спины, при этом плечи и руки должны оставаться свободными, висеть. Нетрудно, но… это ощущение придется сделать привычным, а значит, упражнение повторять ежедневно и многократно, при каждом удобном случае.
Мне все эти упражнения запомнились со студенческой скамьи именно потому, что я их регулярно использовала. Возможно, и для вас они окажутся полезными.