Как вместе сочинять сказки?
Каждый из нас тоскует по детству. Ведь в стране детства мир яркий и светлый, день длится долго-предолго, а то, что рядом, всегда интересно. В этом мире нас любят и охотно прощают. В нём живут волшебные истории и сказки, а добро побеждает зло. Но главное — в детстве мы искренни и чисты.
Когда пропадает интерес к жизни, начинается ностальгия по детству. А детство — вот оно — рядом! В улыбке, сказке, какой-то игре. Стоит настроиться, и дорога открыта. Это же просто! Вспомнить себя ребёнком и улыбнуться миру. И произойдёт Чудо. Мир станет ярким и разноцветным, день долгим-предолгим, а добро победит зло. И сон будет крепким. Как же иначе? Ведь в мире детства читают сказки, смотрят добрые фильмы и ложатся спать с чистой душой.
Известный фольклорист и исследователь сказок В. Я. Пропп сказал: «Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все».
Так почему бы не сочинить сказку? Себе, ребёнку, друзьям.
11 декабря 2010 г. в рамках Фестиваля «Я — книга» в Тургеневской библиотеке (Москва) вела семинар на тему: «Сочиняем сказки вместе». Продумывая план выступления, хотела поговорить о сказке как уникальном жанре, рассказать о картах Проппа (была даже мысль — почитать свои сказки). Однако план полетел в сторону, как только увидела слушателей (преобладала молодёжь). Мне стало очевидно, что они пришли не за тем, чтобы слушать теорию — гостям Фестиваля было интересно: можно ли сочинить сказку обычному человеку? И я им сказала: «Да. Мини-сказку может сочинить любой. Достаточно иметь желание, некие ключи, навыки, подключить воображение и… окунуться в детство».
И мы решили попробовать.
Я изменила канву выступления и включила слушателей в творческий процесс. Взяв за основу советы Джанни Родари, мы начали вместе сочинять сказки. Первый приём — «Бином фантазии»
Слушатели получили небольшие листочки, где нужно было написать два слова (существительных) так, чтобы один участник не видел слова другого.
Получились такие пары: ёжик — бюст, ветер — ухо, пианино — юла, памятник — мармеладки, высота — механизм, конь — шар, корабль — мечта.
Начало было за мной, а мои слушатели подхватывали мысль, добавляли, придумывали интересные сюжеты. В результате получилось несколько забавных сказок, которые раскрепостили аудиторию и способствовали созданию сказочной атмосферы.
Коротко сюжет на тему: памятник — мармеладки (не сказка, а канва сюжета).
Площадь, на ней памятник, напротив — кондитерский магазин. Предновогодняя ночь на исходе. Памятник смотрит вниз. На грязном снегу — конфетти, гирлянды, фантики…
Памятник одинок, никто не подарил ему ни единого подарка. Вдруг он замечает около постамента мармеладного зайца. Грязный, с откусанным ухом — тот тихо стонет.
Дальше у нас родился сюжет о том, как памятник и мармеладный заяц стали настоящими друзьями. Второй приём — «Что было бы, если бы…»
Варианты:
…если б из книжки убежали все буквы;
…если бы ёжик захотел сменить прическу;
…если бы воздушный шарик умел мечтать;
…если бы компьютер ожил;
…если бы Снегурочка весной не таяла, а Водяной с Лешим жили бы не в лесу-болоте, а на печке в избе;
…если бы дедушка превратился в кота.
Начало сказки на тему «Что было бы, если бы компьютер ожил»:
«Засиделся как-то Серёжа за компьютером и только собрался его выключать, как на экране появился другой экран. На серебристом поле — квадратные глаза, нос, словно закорючка, крутые завитки по краям.
«Странно! — подумал мальчик. — Такой картинки ещё не видел».
Вдруг глаза дрогнули, и в нарисованных зрачках сверкнули искры. Будто всполохи пролетели. Узкая щель рта стала шире, и из неё вынырнул овал. Он расположился где-то на левой щеке, и по его полю побежали буквы: «Привет! Давай дружить».
Как в комиксах: на переднем плане — герой, в овале — его слова.
Серёжа прилип к стулу. Картинка напоминала робота. Вернее, его лицо…".
Дальше можно придумать сюжет, как компьютер выходил на связь и «жил» на экране. Каким-то неведомым образом он знал о событиях в жизни Серёжи, и тот получил настоящего друга — того, с кем можно обсудить всё. А потом…, потом Комп ввёл его в свой мир (здесь, конечно, должны быть знания программиста — иначе не будет достоверности). Приём третий — «Сказки наизнанку»
Выворачиваем известные сказки «шиворот-навыворот». Могут получиться очень смешные произведения.
Например, темы сюжетов:
• «Колобок». Колобок в сказке — злой-презлой и за всеми гоняется, чтобы съесть. Возмездие наступает тогда, когда он проглотил ёжика. • «Волк и семеро козлят». Здесь семеро козлят — семеро разбойников-охотников. Они охотятся за Волком (допустим, он занесен в Красную Книгу, такой же ценный и исчезающий, как уссурийский тигр). Козлята хотят его поймать и продать «левому» зоопарку. • «Золушка». Золушка в нашей сказке была не падчерицей, а младшей, любимой дочерью «мачехи"-колдуньи. И доброй она только прикидывалась. А сама, когда отца дома не было, сестёр по дому гоняла, волосы им драла, мышей за шкирку засовывала — словом, колдунью радовала и в её чёрную душу надежду вселяла. Приём четвёртый — «Салат из сказок»
Здесь я позволила себе прочесть отрывок из моего детского романа «Аришины истории», где три героини сочиняли сказку, в которой были перемешаны герои из «Огниво», «Краснозорька и Белозорька», «Крошечка-Хаврошечка»
Следующие приёмы — «Ребёнок, как действующее лицо», «Что было потом», «Пять + один», «Народные сказки как строительный материал»…
Слышала, что психологу Л. С. Выготскому принадлежат слова: «Творчество — это сохранение детскости». Думаю, так и есть. Те, кто во взрослом состоянии может смотреть на жизнь свежим, оптимистичным взглядом, как правило, занимается творчеством.
В толковом словаре под редакцией Д. Н. Ушакова есть определение: «Детскость — ребячество характера, неразумность, наивность, свойственная детям. Выбросив «неразумность», я бы добавила «доверчивость».
Как правило, дети чисты, доверчивы, открыты. Их «гуру» — интуиция, разум — лишь поводырь. И меня это радует. Ведь интуиция — это связь с Космосом, а разум — лишь инструмент. А между ними — барьеры. Те, что построила жизнь. У одних — частокол, у других — маленькие и ветхие. Думаю, те, кто умеет сметать барьеры, рядом с детьми. И в этих людях живёт детскость. Она в улыбке, глазах, слове, в желании фантазировать. Думаю, это — дар, и его надо беречь. И ещё. Этим даром надо делиться.
Думаю, мир тогда станет светлей, и мы окажемся в сказке — в той, что сочинили сами.