Музыка XIX века: какой она была? Верди и его Отверженные
Давно стало крылатым выражение: «быстро, как только возможно», но потом — «еще быстрее» — частично, благодаря Ильфу и Петрову. Да, это очень в духе музыки романтизма: как только возможно, но потом все-таки еще (быстрее, сильнее и так далее).
Перефразируя, можно сказать, что итальянцы любят своих Россини, Беллини, Доницетти — «сильно, как только возможно».
Но Верди все-таки «еще сильнее». Впрочем, впереди еще Пуччини и тогда придется еще и еще перефразировать.
Джузеппе Верди родился в 1813 году (как Вагнер и Даргомыжский). А умер он уже в 20 веке — в 1901 году. Он родился в маленьком городке (или даже деревне) в семье трактирщика и пряхи. Семья была бедной, в таких семьях у каждого целых два костюма: один для зимы и один для лета. И одна пара обуви, потому что летом можно ходить босиком.
Умер Верди всемирно известным композитором, почитаемым и на родине, и в мире. «Маэстро итальянской революции» прожил 87 лет, оставив миру оперы и Реквием. Всё — шедевры. Попробуем пробежаться по операм Верди — хотя бы тематически. Отвергнутые и отверженные
Главными героями не менее трех опер Верди являются люди, отвергнутые обществом. Шут Риголетто, Трубадур и Куртизанка (Травиата) — они стали главными персонажами трех одноименных опер. Поворот лицом в сторону «отверженных» — это тоже достояние эпохи романтизма. Достаточно вспомнить роман Виктора Гюго, который так и называется «Отверженные», он также написан «во времена» опер Верди. Травиата
Конечно, это самый неоднозначный персонаж. Травиата и есть «падшая» или «заблудшая» от итальянского traviare, то есть «сбиваться с пути». Виолетта — а именно так и зовут эту героиню — куртизанка, но куртизанка, во-первых, способна на человеческие чувства (любовь), во-вторых, она смертельно больна.
Еще интереснее — это реальный персонаж. Ее звали Мари Дюплесси, она умерла в 23 года от туберкулеза. Можете подобрать другое слово для куртизанки, но сути дела это не изменит. Мари Дюплесси любил Александр Дюма-сын, она стала героиней его романа «Дама с камелиями». Раз любил — значит, было за что или почему. Мари Дюплесси перевоплотилась в Виолетту в опере Верди «Травиата», и эта вполне поэтичная героиня любима. Также есть многочисленные фильмы с название «Camille», большинство из них — на ту же тему. А могилу реальной женщины Мари на кладбище Монмартр в Париже до сих пор посещают сотни людей.
Либретто оперы желающие легко найдут. И в театрах ее найти легко — это вторая в мире опера «по исполняемости» после «Волшебной флейты» Моцарта.
Одна из самых красивых арий оперы — «E strano!». Очень популярны «номера» «Libiamo ne’lieti calici» — и дуэт «Un di, felice, eterea». Первая стала мировой застольной песней, по-итальянски — Brindisi. В операх Верди много Brindisi, а застольная песня из «Травиаты» — просто «вне конкуренции».
Второй дуэт — («Тот день, когда я тебя встретил») также разошелся по миру. Эта музыка звучит в хорошо известном фильме «Красотка». И мне особенно приятно, что музыка этого дуэта вошла в альбом «Grown Backwards» Дэвида Бирна. Трубадур
Энрико Карузо как-то сказал, что для успешного исполнения этой оперы требуется четверо самых великих певцов в мире, иначе не получится. Но ставят, тем не менее, часто. Либретто оперы любопытно, это история из времен трубадуров, там есть и жгучие тайны, и проклятие цыганки — все это «чистый романтизм».
Действие происходит в 15 веке, в Сарагосе, в Испании, там до сих пор сохранился прекрасный архитектурный комплекс — Альхаферия — дворец мавританского периода. И в этом испанско-исламском дворце есть Башня Трубадура. Вот там и происходит действие оперы. Но желающие легко найдут либретто оперы в Интернете. Важно, что Трубадур Манрико — изгой, он был изгнан из Арагона и приговорен к смерти. Вокруг этого — драматическое развитие насыщенного и крайне запутанного сюжета.
Самые известные «номера» оперы — «Рассказ Азучены» и ария «Di quella pira». В последней — призывы трубадура Манрико «освободить мать родную» и ответы хора «К оружию!» — ну как это еще могли воспринимать итальянцы, стремящиеся освободиться от австрийского господства? Верди, может, и не писал «про борьбу», а итальянцы слышали так, как слышали. Да и хороша ария: мужественный призыв как он есть и только может быть. Итальянцы услышали эту арию так же, как они услышали хор из «Набукко». Верди называли «Маэстро итальянской революции», хотя он был «всего лишь» гениальным музыкантом, остро чувствующим проблемы, связанные с социальным неравенством и с расчлененностью страны.
Сразу несколько сцен из этой оперы вошли в фильм «Ночь в опере» братьев Маркс (США). Сцена с арией «Di quella pira» звучит в фильме Висконти «Чувство», она несет смысловую нагрузку в картине. Риголетто
Риголетто — шут, значит, тоже «отверженный». История создания оперы необычна из-за вмешательства цензуры. Либретто оперы — по пьесе Виктора Гюго «Король забавляется». Пьеса была запрещена: нельзя подрывать авторитет абсолютной власти. У Верди — не король, а герцог, так цензуре показалось приличнее. Этот Герцог соблазняет и похищает дочь своего шута, причем в похищении участвует ничего не подозревающий отец. Дальше — страшнее: шут Риголетто платит наемному убийце за убийство Герцога, но вместо Герцога убивают его дочь — Джильда пожертвовала собой ради того, кого успела полюбить. Таков сюжет, такова трагедия. И такого «неблагородного героя», как горбун и шут Риголетто, мировая музыкальная культура еще не знала.
Всем известна песенка Герцога из этой оперы — La donna mobile или «Сердце красавиц склонно к измене». С ней связана и трагическая кульминация: Риголетто торжествует в уверенности, что враг убит и дочь отомщена, но слышит вдалеке, как живой Герцог насвистывает свою любимую мелодию.
Когда оперу репетировали в Венеции, то делали это в атмосфере строжайшей секретности. И не случайно: с тех пор каждый гондольер вам ее споет. В целом цитируемость этой Песенки в современной культуре столь велика, что вряд ли найдется здесь достаточно места для описания. Но попробую частично перечислить.
«Сердце красавиц» можно услышать и в фильмах («Каратель», «Звёздный путь: Вояджер», «Семьянин», «Новый парень моей мамы», «Как важно быть серьезным», телесериалах «Чёртова служба в госпитале МЭШ», «Сайнфелд», «Доктор Кто»…), и даже в мультфильмах («Принц и нищий», «Футурама»), встретить упоминания в литературе, «цитаты» в видеоиграх и даже в песнях футбольных болельщиков. И несть числа цитированию, что интересно — везде поют мужчины. Наверное, это удобно: сваливать все возможные проблемы на «непостоянно сердце» своей красавицы.
Получилось «пробежаться» только по трем операм. Никак не удастся «вместить» великого музыканта Джузеппе Верди в одну статью. Пишешь — «быстро и много, как только возможно», но нужно «еще больше и быстрее». Что это был за человек, какие еще шедевры принадлежат его перу — можно будет прочитать в следующий раз.