Что мы знаем об истории рождественских и новогодних хитов? «Расскажи, Снегурочка», «Три белых коня», «Песня о Снежинке»

Заключительная статья цикла об истории рождественских и новогодних хитов снова будет посвящена песням, пришедшим в нашу жизнь с советского экрана. «Расскажи, Снегурочка» (1974)

К 1974 году популярность «Ну, погоди!» (нашего варианта «Тома и Джерри») уже зашкаливала за все возможные пределы. Каждый выпуск мультсериала о «фулюгане"-неудачнике волке и положительном находчивом зайце обычно посвящался какой-либо теме (пляж, парк отдыха, спорт, деревня). Пришло время и новогоднего, 8-го выпуска.

Сериал «Ну, погоди!» всегда отличался обилием самой разнообразной музыки — от советской до западной (именно там я впервые услышал мелодии группы VENTURES или дуэта СОННИ И ШЕР). Однако именно для новогоднего выпуска была впервые сочинена и записана оригинальная песня — знаменитый травести-дуэт волка в образе Снегурочки и зайца в образе Деда Мороза. И ранее немногословным Анатолию Папанову и Кларе Румяновой пришлось в полный голос запеть.

Слова песни придумал знаменитый автор «Бременских музыкантов», «Антошки» и «Чунга-Чанги» — Юрий Энтин, а музыку сочинил не менее знаменитый Геннадий Гладков.

Ю. Энтин: «…у меня много песен про Новый год. Это единственный праздник, который я очень любил. Поэтому и появились на свет „Кабы не было зимы“, „Расскажи, Снегурочка, где была“…»

Первоначально в песне был и третий куплет, но его сочли слишком фривольным. Вот он:

«- Ты меня, любезная, извини И свою любовь ко мне сохрани. — Как же не винить тебя, милый дед?! Столько зим потрачено, столько лет!»

Как ни странно, ни поэт, ни композитор не считали поначалу эту композицию удачной.

Ю. Энтин: «…Мы как-то вот эту песню оба с ним не считали высококачественным нашим произведением. Но у публики было совершенно другое мнение. Буквально все вставали, когда звучала эта песня, всем нам подпевали. Побеждала вот эта простая песенка. Я думаю, огромная тут заслуга Клары Румяновой и ее партнера. Она ведь ваяла образ Деда Мороза, а Анатолий Папанов был Снегурочкой. Я помню, когда была запись этой песни, то, как ни странно, очень смелый и решительный при озвучивании своих ролей Папанов даже слегка заробел перед мастерством и абсолютным слухом Клары Румяновой. Потому что он не попадал. Она билась, учила его, и он подчинялся».

Впоследствии въедливые исследователи нашли в сцене дуэта киноляп — на ногах «Снегурочки» то появлялись, то исчезали чулки. Но, думаю, первые зрители этого выпуска «Ну, погоди!» были так поглощены действом и песней, что вряд ли что-то заметили. «Три белых коня», «Песня о Снежинке» (1982)

Как это ни странно, композитор Евгений Крылатов за свою долгую и успешную карьеру практически не писал обычных песен. И «Колыбельная для Умки», и «Лесной олень», и «Крылатые качели», и «Прекрасное Далёко» писались исключительно по заказу, для кино — обычно на уже готовые стихи.

Е. Крылатов: «…отдельно от кино я писать не люблю. Когда работаешь над фильмом, песни всегда получаются образные, а иначе будет просто песенка, не больше. …Когда я пишу песни для кино, то не думаю, понравится эта вещь или нет, принесет она доход или нет. Я выражаю в музыке то, что меня волнует, я все-таки мелодист, и хочу, чтобы мои песни прежде всего проникали в душу и заставляли задуматься».

Песни Крылатова проникали в душу всерьез и надолго. Особую популярность композитор обрел после выхода «Приключений Электроника». И мало кто знает, что режиссеру картины Константину Бромбергу «Крылатые качели» совсем не нравились, и, не торопи его сроки съемок, будущий кинохит вполне мог кануть в Лету.

В 1982 году Бромберг решил снять еще одну картину — теперь по мотивам повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу», и приурочить ее к Новому году. Надо сказать, книгам Стругацких никогда не везло (и не везет) с киновоплощениями — обычно они преображались до неузнаваемости. Не стал исключением и фильм Бромберга, названный «Чародеи». Фильм планировался музыкальным, поэтому, вспомнив свой успех с «Электроником», режиссер снова подключил к работе Крылатова.

И снова история повторилась. Бромбергу совершенно не нравились написанные композитором песни. Хотелось чего-то фантастического, ирреального, а у Крылатова, по мнению режиссера, выходило как-то простовато.

Е. Крылатов: «У нас с ним был очень смешной случай, когда он ко мне пришел с этим мнением. Я очень расстроился и сказал, что уйду с картины. Он как-то на это тоже не решился, мы все-таки как бы друзья, короче говоря, он пошёл домой на Красную Пресню, а я решил вместе с ним спуститься вниз, чтобы достать почту, и пока мы с ним рассуждали о песнях, я очнулся только у Белорусского вокзала, в тапочках домашних и тренировочных штанах. Мы всё с ним шли и не могли никак эту проблему решить. Но потом как-то всё образовалось потихонечку…»

Талант Крылатова снова одержал победу. Саундтрек мгновенно пошел в народ, а песни про белых коней и снежинку закрепились в новогоднем репертуаре.

Часть песен в фильме исполнили сами актеры (например, Абдулов и Светин), на остальные подтянули «тяжелую артиллерию» в лице Ирины Отиевой и Ларисы Долиной. За героиню девочки — Аню Ашимову — петь должны были тоже девочки. Одной из них была дочь певицы Жанны Рождественской — Оля — которая уже в 8 лет прославилась своим блестящим исполнением «Песни Красной Шапочки» (может, кто-то вспомнит и трогательную песню из м/ф «Девочка и дельфин»). Уже 13-летняя Оля Рождественская справилась и на этот раз, исполнив «Песню про Снежинку» в сопровождении ВИА «ДОБРЫ МОЛОДЦЫ».

Вторая девочка — Света Степченко — спела песню «Три белых коня» в целом неплохо, но Крылатову не нравилась излишняя «юношеская колкость» в голосе. И тут на запись заглянула Лариса Долина. «А давайте я попробую», — сказала она и с первого дубля спела песню таким нежным фальцетом, что впоследствии никто не мог узнать в этом исполнении 27-летнюю джазовую певицу.

Кстати, к песне «Три белых коня» Крылатов относился поначалу очень сдержанно (даже стихи уважаемого им Леонида Дербенева не впечатляли). Композитор был вообще весьма самокритичен.

Е. Крылатов: «Вот песню про костюмчик я написал таким образом, потому что она нужна была по сюжету. И когда Дербенёв написал слова, я к ней относился очень пренебрежительно. И до сих пор, между прочим, это так. Я очень люблю песню „Загадка женщины“. „Три белых коня“ я вынужден любить, раз все её любят. А это были просто куплеты для актёров. Там очень смешные, хорошие слова, но какая она есть, такая есть. Там главное — слова. Вот так мнения композитора и народа иногда расходятся. И кто здесь прав — непонятно».

Теперь, спустя годы, при пересмотре «Чародеев» меня всё чаще посещает ощущение, что фильм на самом деле довольно средний и что, лиши его песен — весь флёр очарования спадёт. Но ностальгия — мощная сила…

Из интервью с Е. Крылатовым: «- Что самое сложное в профессии композитора? — Сочинить мелодию. Всем технологическим вещам можно научиться. Но мелодия — это тайна. Слушаешь Вольфганга Амадея Моцарта и думаешь: „Это же Космос!“ Каждый раз, начиная работу, я переживаю и думаю, что все уже написано до меня».

В заключение хочу пожелать всем авторам этих песен — и Евгению Крылатову, и Юрию Энтину — встретить Новый год еще много-много раз. На этом я цикл своих историй заканчиваю — про постсоветские новогодние песенки никакого желания писать нет.

С Новым годом вас, уважаемые читатели!

«…И Новый год, что вот-вот настанет, Исполнит вмиг мечту твою, Если снежинка не растает, В твоей ладони не растает, Пока часы двенадцать бьют…»




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: