Музыка романтизма: какой она была? Рихард Вагнер
Феерически-мистическая музыка Вагнера звучит по всему миру. Однако Вагнер в Израиле, мягко говоря, не приветствуется. Каждый народ имеет право на то, что можно назвать «гуманитарной защитой» — то есть не впускать в свою жизнь то, что задевает чувства этого народа, прямо или косвенно. Каждый народ имеет такое право.
К сожалению, имя Вагнера оказалось навсегда связано с нацизмом. Тому есть 2 основные причины: пара неумных статей самого композитора и обожание Гитлера (одну партитуру он даже хранил в своем бункере).
Если вспомнить книгу, из-за которой и возник этот цикл, то там упоминание о Вагнере идет с первых страниц. И автор — Стивен Фрай, у которого, как бы это выразиться, есть все основания обижаться на Вагнера, говорит о том, что немецкий композитор сам себе противоречил. Сама его музыка доказывает то, что никакой ненависти в нем не было и быть не могло. Любовь, сострадание, ощущение трагизма существования — это самые яркие черты музыки Вагнера.
Вагнера сделали кумиром и богом сбрендившие правители Третьего Рейха, поэтому он навсегда останется одной из самых противоречивых фигур в истории культуры. Тут ведь даже есть почти анекдотичный факт: к вдове сына Вагнера сватался один неизвестный тогда никому деятель. Ее звали Уинфрид Вагнер, была она англичанкой и вдовой Зигфрида Вагнера (сына), а сватался к ней Адольф Гитлер. Но англичанка передумала.
Что там себе фантазировал Гитлер под обожаемую им музыку, нам ведомо, к несчастью. Только в самой музыке этого нет. Кстати, нацисты далеко не все взяли у Вагнера в качестве «музыкального идола», проигнорировав целый ряд опер («Тристан и Изольда», «Парсифаль»). И на этом хочется неприятный кусок текста как-то закончить.
Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года, девятым ребенком в семье. Отец не дожил до рождения младшего сына. Мать вышла замуж второй раз — за художника Людвига Гейера, который всеми силами до своей смерти старался заменить детям отца. Возможно, именно в домашних спектаклях, в которых участвовали все дети, и родилась всепоглощающая любовь Вагнера к театру. Пришлось пережить и смерть любимого отчима. Не удивительно, что тема смерти в операх Вагнера — значима.
Вагнеру была суждена довольно долгая для романтика жизнь, но была она бурной и неспокойной. Систематического музыкального образования не было. Вся жизнь — работа, одиссея переездов и то, что можно назвать опасными приключениями. В Риге он ставит первую оперу — «Риенци», остается должен кредиторам и бежит тайком в Париж. В 1849 году Вагнер участвует в Дрезденском восстании. На премьере оперы «Парсифаль» Вагнера не было — он был в розыске, объявлен государственным преступником, за голову его была назначена награда. Как бы сейчас сказали: за организацию и участие в массовых беспорядках. А такое никогда не приветствуется. Пришлось бежать в Швейцарию, оттуда — в Италию.
О жизни Вагнера можно посмотреть фильмы: «Magic Fire» (США) или «Вагнер» (Англия, 1983, в главной роли — Ричард Бёртон). Кроме этого, как герой второго плана, Вагнер проходит в фильмах о Ф. Листе («Нескончаемая песня», «Листомания»).
Даже если сильно поднатужиться — «чистым» лириком Вагнера никак не назовешь. И там, где любовь — это страсть, очень сильная страсть. Чувства, поступки героев — все на пике эмоций, даже уже за пиком. Если эту музыку сравнивать с фресками — то здесь огромные фрески с холодноватыми красками, с блестками, с яркими горячими вспышками.
Вагнера можно назвать строго оперным композитором. Эти оперы — настоящие «музыкальные драмы» с запутанными сюжетами и сложной символикой. Прогуляемся по некоторым из них с коротким «путеводителем». Тангейзер
Тангейзер — это историческое лицо и легенда одновременно. Был такой немецкий миннезингер в XIII веке, сочинял песни. Впоследствии о нем складывали легенды. Опера Вагнера — это история о грешнике. Вечная история: конфликт между тяготением к пороку и жаждой искупления. На этом конфликте держится вся драматургия. Тангейзера прокляли люди, осудил папа римский, но — посох у папы зацветает, а это символ. Здесь все о любви, об этических проблемах выбора (даже встретила ссылку на тему «Дилемма Тангейзера» в рамках Теории игр).
Послушать можно Увертюру с характерным противостоянием «христианского» и «языческого» миров и романс Вольфрама. Лоэнгрин
Одна из самых ярких и возвышенных опер — о златокудром рыцаре на белом лебеде, который пришел ниоткуда, ушел в никуда. Но Лоэнгрин — рыцарь Грааля. Одна из главных тем оперы — женская «любовь безо всяких условий». Даже имени своего возлюбленного героиня не должна спрашивать. Но запрет она нарушает.
На этой опере обезумел один из поклонников Вагнера — Людовик II Баварский — Король Баварии. Он сам стал одеваться, как Лоэнгрин, и замок свой украсил декорациями из опер. Об этой истории можно посмотреть итало-французский фильм «Людвиг» (Лукино Висконти, 1972 год).
«Свадебный марш» из этой оперы (наряду со Свадебным маршем Мендельсона) часто звучит на свадьбах (выход невесты — в англоговорящих странах). Они снова и снова встречаются: Вагнер и Мендельсон. Последняя опера — «Парсифаль» — «из той же серии» о священном Граале. Кольцо нибелунга
Это сразу 4 оперы: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов». Пересказать невозможно, поэтому желающие ознакомиться с содержанием опер могут посмотреть в Интернете. Но здесь многое важно с музыкальной стороны. Во-первых, в этих операх впервые ярко представлена вагнеровская система лейтмотивов. Во-вторых, это «первый звоночек» европейской музыке: мелодия бесконечна и тональность не фиксируется.
«Полет валькирий» — именно оттуда, из 3-й оперы цикла. Как фон эта музыка сопровождала Немецкое еженедельное кинообозрение во времена Третьего рейха. И теперь эту музыку можно часто услышать — и в кино, и как звук мобильного телефона. Из «Зигфрида» знаменит «Шум (шелест) леса», также весьма популярен «Траурный марш Зигфрида» из «Гибели богов».
Что касается аналогий между «Властелином колец» Толкиена и «Кольцом нибелунга» Вагнера, то на эту тему есть специальные работы. Я не вникала, если честно. Тристан и Изольда
Опера по кельтской легенде, получившей свое художественное воплощение еще в средневековых романах. Гигантский гимн любви с самой знаменитой сценой — Liebestod — где любовь и смерть в двуединстве (в русском варианте сцена называется «Смерть Изольды»). Эту тему можно часто услышать — и у рокеров, и в фильмах (от сюрреалистического фильма Сальвадора Дали «Андалузский пёс» до «Головокружения» Хичкока). Послушайте эту сцену до конца — это сгусток энергии. Нюрнбергские мейстерзингеры
Вроде бы здесь история старая — о соревновании немецких певцов (что-то вроде «Песни года» — только в 16 веке). Но многие герои этой оперы несут в себе автобиографические черты. Таков рыцарь-поэт Вальтер фон Штольцинг, таков и Ганс Сакс, тот самый — башмачник. Тема вечная — служение истинному искусству и борьба с пошлостью и косностью. Но в контексте произошедшего через столетие — опять проблема (вплоть до странных совпадений: Нюрнберг).
Во всех операх Вагнера главное — этические вопросы. В ней нет ничего человеконенавистнического. И Вагнер сыграл огромную роль в музыкальной культуре — влияние его огромно (существовали даже специальные термины «вагнерит», «вагнерианец»).
Но получилось так, что Вагнера либо ругают, либо преклоняются, либо восхищаются, либо ужасаются. К сожалению, музыку часто пытаются приспособить к идеологическим нуждам. К тому же — сказанное в полемическом задоре (а может быть, даже просто из ревности к успехам конкурентов) может громыхнуть в будущем так, что уже никакой славы не нужно — такое будет клеймо. Любить или не любить музыку Вагнера — дело личное. А «гуманитарный» урок надо помнить.
По всей логике событий — пора в Италию. В этом же 1813 году родился музыкальный титан — Джузеппе Верди. Но впереди — праздники, поэтому заглянем в предпраздничную Великобританию.