Как и зачем были придуманы загадки?
Кто в детстве не любил загадки?! «Два кольца, два конца, а посредине — гвоздик», «Зимой и летом одним цветом», «В гору бегом, а с горы кувырком»… Читает Илона Грошева Скачать в mp3 (3. 9 Mb / 05:22 мин. )
Между тем, загадка — не просто развлечение и даже не только средство развития мыслительных способностей. Это жанр народно-поэтического творчества, присущий всем этносам мира. Почему же так вышло, что ни один народ в своей истории не обошелся без того, что сегодня воспринимается исключительно как игра?
В древние времена загадка имела культовое значение. Она была связана с поверьями и обрядами, передачей традиций, сакральных знаний и религиозных тайн. Ведь суть загадки в иносказательном описании предметов, событий или явлений, изображении их через что-то другое, имеющее сходство (порой весьма отдаленное).
Загадки использовались в инициационных практиках — обрядах посвящения при переходе из одного возрастного состояния или социального положения в другое. С их помощью проверяли, способен ли экзаменуемый понимать мировоззрение предков. Не разгадавшему их кандидату могли отложить присвоение нового статуса на определенный срок или даже изгнать из племени, рода. Отголоском этого является сохранившийся кое-где обычай на свадьбе дозволять жениху сесть рядом с невестой только после того, как он отгадает предложенные ему загадки.
Древние оракулы, говорившие «эзоповым языком», т. е. иносказаниями, фактически задавали загадки. Это было связано с представлениями о том, что вдохновить на понимание их и получение правильного толкования могут только боги (духи, предки), т. е. таким образом проверялась и подчеркивалась связь с ними. В Индии (и не только) даже применялся «божий суд»: обвиняемому в преступлении загадывались загадки и приговор об его виновности в ряде случаев зависел от того, как он на них ответит.
Сфинкс задавал загадки Эдипу, мудрая дева Феврония — царевичу Петру. Царица Савская соревновалась на них с Соломоном. На пирах и состязаниях древних германцев, кельтов, финнов и т. д. тоже находилось место загадкам, по которым определялось достоинство ответчика. Воин был обязан не только продемонстрировать боевое искусство, но и боговдохновенность (которая определялась по умению и находчивости в разгадывании загадок). И кстати, не случайно у всех народов герой сказаний просто обязан был обладать не только силой и храбростью, но и в неменьшей мере — смекалкой. А проходя через испытания — обретать мудрость.
Среди части угро-финских народов (например, в Удмуртии) и до сих пор сохраняется традиция проведения вечеров загадок (поздней осенью и на святки) по строго заведенному ритуалу. У славян на святочных, русальных, волочебных гуляниях не обходилось без загадок, которые порой звучали и в сопровождавших эти празднества обрядовых песнях. А помните, как в сказке царь велел девице явиться к нему «не пешком и не на коне, не голой и не одетой…» — здесь тоже речь не только об испытании ума, а больше — о мудрости.
В чем же притягательная сила этого жанра? Прежде всего, его афористичность, образность и лаконичность. Аристотель считал, что загадка представляет собой «хорошо составленную метафору». Поэты и писатели разных времен использовали загадки в своих произведениях, начиная с Цицерона и Вергилия, включая Руссо, Шиллера, Жуковского, Есенина, Толкина и др.
У загадки очень долгая история, которая наверняка продолжится еще многие века. Пусть она будет игрой, развлечением, испытанием смекалки, мудрости, способом связи поколений… А хотите, загадаю одну из своих любимых? Вот она: «Хожу я босиком, хотя и в сапогах, хожу вниз головой, хотя и на ногах».
Отгадайте, что это! Если не получится, загляните на страницу комментариев, — там ответ. Но сначала все же попробуйте сами (так же интереснее)… ]