Как написать интересный рассказ?
Как писать рассказы, знают все писатели. Более того, они их пишут! Причем в огромных количествах. Каждый день в Интернете появляется множество новых опусов. Большинство рассказов похожи друг на друга, как близнецы-братья. Похожи тем, что в них нет новизны. Любой портной знает, что нельзя шить одинаковые платья для женщин. Будет скандал, слезы и, как следствие, отсутствие новых рассказов. Ой, простите, заказов. Такое ощущение, что авторы работают в условиях социалистической плановой экономики. Вал, вал, и еще раз вал.
Любой начинающий автор хочет, чтобы его творение было сразу же опубликовано и получило оценку читательской аудитории. Желательно, положительную. А ведь рассказ еще очень сырой, сюжет невнятный, характеры героев не прописаны, стиль корявый и прочее, прочее, прочее…
Нет, конечно, литературные сайты позволяют совершенствоваться в писательском мастерстве. Это раньше, в доинтернетовскую эпоху, получить отзыв на свои произведения было практически невозможно. Сейчас же — сегодня опубликовал, завтра уже ругают. Красота.
Но речь не об этом. Начинающему автору (ветеранов сетературы учить бессмысленно, сами все знают) можно подсказать, как избежать ошибок в начале их творческого пути. Прости, Господи, за высокопарный стиль.
Итак, как написать интересный рассказ. Во-первых, для кого интересный? Вы скажете, конечно, для читателя. И будете совершенно не правы. Читательская масса настолько разнородна, что удовлетворить всю толпу нет никакой возможности. Надо искать своего читателя. Это безумно трудное занятие. Нужно время. Год, два, может, вся жизнь уйдет на поиски. Поэтому писать надо для себя. Да, да. Для себя любимого.
Нет, конечно, если вы хотите добиться коммерческого успеха, этот совет звучит очень глупо. Все коммерчески успешные авторы работают на конвейере. Есть определенный набор штампов, ограниченный контингент литературных «негров» и новый детектив уже в печати. Если ваша цель — зарабатывать деньги на литературном поприще, далее можете не читать. Остальные — пишите для себя и вам воздастся.
Большинство начинающих писателей работает в жанре фантастики. Или фэнтези. Действительно, в этих жанрах работать достаточно легко. Звездолеты, пришельцы, драконы. Пиши, чего хочешь. Бумага стерпит. Стерпит ли читатель, другой вопрос. Попробуйте написать рассказ о жизни российской деревни конца 19 века. Или о переживаниях протестантов после Варфоломеевской ночи. Это безумно трудно. Вы не знаете ни деталей быта, ни конкретной исторической обстановки. Сказать честно, вы ничего не знаете. Поэтому и идете в мир фантастики, мир хоббитов, эльфов и вампиров с планеты Клео. Фантастика, таким образом, играет важную роль отстойника писательских талантов. Впрочем, хватит лить воду на самиздатовскую мельницу, пора перейти к делу.
Ваш рассказ будет интересен читателю при наличии в нем трех факторов. Это: интрига, стиль, недосказанность.
Интрига. Рассказ без сюжета — все равно, что автомобиль без двигателя. Придумать что-то новенькое, оригинальное практически невозможно. Предыдущие поколения писателей нагадили так, что современным авторам приходится пользоваться объедками с их стола. Есть авторы, которые считают, что сюжет — дело второстепенное. Будто бы рассказ можно вытянуть только за счет хорошего стиля. И начинается описание природы на полстраницы, вдохи, выдохи главной героини и прочая лабуда. Уже все читатели в коме, а автор все строчит и строчит. Для кого только, непонятно. Нужна интрига. Чем быстрее она проявится, тем больше шансов привлечь читателя. Интрига должна постепенно развиваться. Читателя нужно держать в постоянном напряжении. Отвлечения от сюжета для описания красот природы, переживаний героев, конечно, нужны. Но в умеренном количестве.
Стиль. Никакой сюжет не спасет ваш рассказ, если он будет написан корявым языком. Читатель готов простить грамматические ошибки, отсутствие запятых и неверно оформленную прямую речь. Но он никогда не будет читать текст, написанный на уровне сочинения в десятом классе. Научить писать стильно нельзя. С этим талантом надо родиться. Но. Надо поставить себя на место читателя и подумать, после какого абзаца он закроет файл с вашим опусом. В большинстве случаев, после первого.
Начинающему автору надо купить учебник по рекламе. Там прекрасно написано, как сочинять тексты. Мир рекламы очень жесток. Уже первое предложение должно вызвать интерес потенциального потребителя продукции. Любой абзац должен заканчиваться так, чтобы появился интерес читать дальше. Читатель — тот же потребитель. Только вы должны заставить его не купить средство для потоотделения или новые колготки, а прочитать ваше произведение. Именно заставить. Не просить, не умолять: — Дяденька, прочтите, что я там накарябал, — а заставить. С помощью своего таланта, разумеется.
Недосказанность. Этот раздел самый трудный для начинающего автора. Именно недосказанность отличает талантливое произведение от гениального. Если читатель, закрыв книгу, продолжает думать о судьбах героев, домысливать их поступки, сопоставлять какие-то факты своей биографии с судьбой героев, значит, автор попал в точку и его произведение имеет право на существование.
И в завершение. Заставьте читателя сначала смеяться, потом плакать, затем опять смеяться. Именно в такой последовательности. И вы станете новым Чеховым. Или хорошим рекламным агентом. Тут уж кому как повезет.