Как научить ребенка считать

Всем нам еще со школьной скамьи известно, что математика – царица наук. Она не зря носит такой высокий титул, ведь математические вычисления играют большую роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка.

Обучаясь счету, малыш приобретает необходимые для жизни навыки, которые пригодятся ему независимо от выбранной профессии в будущем. Кроме этого, нужно учесть, что сам процесс обучения способствует развитию умственных способностей, памяти, смекалки и оказывает положительное влияние на формирование логического мышления у малыша. Именно поэтому к обучению математике нужно приступать как можно раньше.

Когда начинать занятия

Подготовка к обучению начинается до достижения ребенком годовалого возраста. Это не значит, что нужно пытаться научить его цифрам и счету в столь нежном возрасте. На этом этапе важно развить образное мышление, играя в «пальчиковые» игры – «Сороку-ворону», «Куй-куй ножку». К тому же стоит читать малышу веселые считалочки, загибая при этом крохотные пальчики.

В период с года до трех лет пора знакомить ребенка с понятиями «мало» и «много». В этом вам помогут игрушки. Возьмите любую из них и обратите внимание ребенка на то, что вы держите в руке одну игрушку, а затем подведите его к полке или ящику и расскажите, что здесь их много. Это же можно проделывать и на улице, на примере птиц, листьев, цветов и прочего. Таким образом, ребенок будет осваивать базовые понятия в процессе общения с мамой. К четырем годам можно научить ребенка сравнению. Для этого предложите ему несколько предметов разного размера: большой мяч и маленький, десертную ложку и столовую, попутно объясняя малышу разницу между ними. В это же время развивается способность к осознанному счету и малыша можно научить складывать группы предметов, отнимать, делить печенье или яблоки поровну между членами семьи и выполнять другие математические действия на наглядных пособиях. В период от 4 до 5 лет мозг ребенка полностью готов к осмыслению абстрактных понятий, поэтому этот возраст является идеальным для обучения счету в уме.

Как правильно вести обучение

МирСоветов предлагает вашему вниманию несколько правил, разработанных опытными педагогами, которые пригодятся родителям во время обучения ребенка азам математической науки:

  1. Одно занятие должно длиться около 10 минут, иначе ребенок не сможет усвоить большое количество информации. Специалисты советуют проводить не менее трех таких занятий в течение дня.
  2. Нужно периодически повторять пройденный материал, но к усвоенной информации стоит возвращаться только тогда, когда вы даете новый материал. Например, не нужно постоянно повторять, что 2 + 1 = 3. Если ребенок четко усвоил эту информацию, то возвращаться к ней нужно во время решения примеров и несложных задач.
  3. Запаситесь терпением. Если ваш малыш чего-то не понимает или часто отвлекается, ни в коем случае не повышайте голос и не ругайте его. Подобное ваше поведение может надолго отвратить ребенка от занятий. Целесообразнее будет упростить задание или сделать небольшой перерыв.
  4. Сделайте так, чтобы математика стала частью жизни вашего малыша. Специальные пособия, карточки и счетные палочки, несомненно, принесут пользу, но детское восприятие мира отличается от взрослого: дети любят все пробовать и ощупывать. Поэтому вам нужно всего лишь подстроиться под вашего малыша, а это значит, что считать нужно все, что попадается на вашем пути дома, на прогулке, по дороге в детский сад. Даже чтение сказки на ночь можно превратить в занимательный урок математики – предложите малышу сосчитать животных или птиц на книжных иллюстрациях.
  5. Детские психологи пришли к выводу, что обучение, которое предполагает осмысленное запоминание, проходит в детском сознании в три этапа: привыкание к терминологии и логике самого предмета, понимание его сути и запоминание полученной информации. Поэтому не стоит торопить ребенка и требовать от него невозможного.

Учим цифры

Ученые-лингвисты давно подметили, что при изучении любого иностранного языка наиболее легко человек запоминает именно числительные. Если для того чтобы выучить азбуку или научиться писать, нужно создать определенные условия, то считать можно всегда и везде и вовсе необязательно просиживать часами за столом с учебником и ручкой. Как уже говорилось ранее, ребенок научится считать быстрее, если математика будет присутствовать в его жизни каждый день. Поэтому считайте всегда и везде! Пусть сначала ребенок просто заучит цепочку чисел от одного до десяти, а осознание, пусть позже, но обязательно придет. И в этом должны помочь родители, объяснив, что цифрами обозначают определенное количество предметов. Будь то пять птичек или пять мячиков – цифра для обозначения всегда одна. А для того чтобы ребенок незаметно для самого себя усвоил как пишется та или иная цифра, позаботьтесь о том, чтобы перед его глазами всегда были наглядные пособия (например, яркие плакаты или цифровые магниты). Когда малыш усвоит этот материал, познакомьте его с понятием «ноль». Для этого просто положите перед ребенком две конфеты и попросите их сосчитать, а затем расскажите, что если их съесть, то ничего не останется, а это значит, что получится ноль конфет. То есть «ноль» значит, что ничего нет.

По достижению ребенком пятилетнего возраста нужно познакомить его с информацией об образовании чисел. Для этого воспользуйтесь двухцветными счетными палочками. Разложите перед ребенком десять палочек одного цвета (в древние времена десять произносили как «дцать») и положите сверху одну палочку другого оттенка, приговаривая при этом один на «дцать». Постепенно добавляйте еще по одной, пока не дойдете до двадцати. Следующий этап – образование десятков. Принцип сохраняется тот же: два десятка – два «дцать», три десятка – три «дцать» и далее в том же духе. За исключением чисел сорок (с древнерусского «очень много») и девяносто («девять до ста»). Таким образом, вы поэтапно, не торопясь, освоите счет от 1 до 100, но помните, что на этом этапе ребенок должен не только запоминать, но и понимать принцип расположения цифр. Закрепить изученный материал можно с помощью следующих заданий:

  1. Какое число стоит перед 4, 10, 25, 34, 83, 100?
  2. Какое число стоит после 5, 18, 22, 58, 84, 99?
  3. Какое число стоит между 1 и 3, 14 и 16, 55 и 57?
  4. Какое число пропущено: 1, 2, 4, 5, 6, 7?

Если ваш малыш легко справляется с этими заданиями, можно начинать обучение обратному счету, демонстрируя его на примере лифта или ступеней в подъезде (поднимаясь, считаем обычным способом, а спускаясь – в обратном порядке).

Решаем примеры

Современные дети довольно рано осваивают калькулятор и даже компьютер, однако искусство устного счета зачастую дается не так уж легко. Иногда родителям кажется, что ребенок просто «не дорос» до освоения этой науки, однако нужно помнить, что способности к математике не появляются вдруг, их нужно формировать с ранних лет. Для начала познакомьте вашего малыша с понятиями «больше» и «меньше». Подберите подходящие иллюстрации в любой книге – пусть ребенок посчитает, например, пчелок и цветы. А вы в свою очередь спросите, кого больше, пчел или цветов? Хватит ли каждой пчелке по цветочку? Подобные манипуляции можно проделывать с игрушками.

Чтобы растолковать понятие «равно» приведите следующий пример: «У Тани пять яблок и у Наташи пять яблок. У кого больше? Ни у кого. У девочек равное количество фруктов». Также можно попросить малыша разделить поровну четыре груши на двоих членов семьи, так, чтобы у каждого оказалось равное количество. Постепенно задания можно усложнять.

Убедитесь, что ребенок усвоил понятия «больше», «меньше» и «равно». Если это произошло - настало время познакомить его с простыми арифметическими действиями – сложением (знак «плюс») и вычитанием («минус»). Однако помните, чтобы усвоить правила устного счета, ребенок обязательно должен понять, как работает этот механизм: сначала считаем, сколько было, затем – сколько прибавили и только потом – сколько получилось в итоге. Также и с вычитанием. На этом этапе малыш должен усвоить, что при сложении всегда получается больше, чем было, а при вычитании – наоборот, меньше. Кстати, стоит упомянуть, что при сложении последовательность не играет никакой роли. Приведите простой пример: если положить на стол четыре апельсина и два банана, получится шесть фруктов (4 + 2 = 6) и наоборот, если на столе сначала окажется два банана, а затем четыре апельсина (2 + 4 = 6) все равно на столе в сумме будет шесть фруктов.

И напоследок, избегайте задач и примеров, которые требуют угадывать результаты без расчетов, ведь тогда есть риск, что у ребенка сформируется неправильное представление о математике, и вместо того, чтобы считать, он начнет «угадывать».




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: