Что почитать ребёнку о весне?
Пришла весна. Наступили первые по-настоящему солнечные и тёплые дни. Просыпается природа от тяжёлой зимней спячки: набухают почки на деревьях, пробивается молодая травка на сугревках, расцветают подснежники, птицы поют свои весенние песенки, солнышко всё ласковее и ласковее улыбается.
И хотя март ещё может показать свой характер, и весна порой весь месяц борется с зимой, никто не верит марту: весне быть!
Недаром русские поэты и писатели так любили весну и прославляли её в своих произведениях. А. С. Пушкин, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. Н. Толстой, С. А. Есенин, А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак писали о весне с восторгом и искренней радостью. М. М. Пришвин, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, С. А. Аксаков, И. А. Бунин описывали весну в своих рассказах и повестях, восхищались и любовались ею.
При внимательном прочтении стихотворений и рассказов русских поэтов и писателей даже маленький ребёнок почувствует, как передал писатель настроение весенней природы, и художественное произведение научит ребёнка видеть окружающий мир по-новому и любить природу.
Так какие же произведения русских поэтов и писателей о весне надо прочитать с ребёнком?
В первую очередь, это стихотворения Ф. И. Тютчева — «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Зима недаром злится»; А. А. Фета — «Весна», «Весенний дождь», «Ещё весны душистой нега», «Первый ландыш»; И. А. Бунина — «После половодья», Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!»; С. Есенина — «Черёмуха», А. Майкова — «Ласточка»; К. Бальмонта — «На иве распутились почки», К. С. Аксакова — «Весна», «Весенней ночью»; Л. Н. Толстого — «Весна на дворе», отрывок из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина — «Гонимы вешними лучами», стихи С. Городецкого, Б. Заходера, С. Маршака и других русских поэтов.
Из прозы можно порекомендовать к чтению с ребёнком отрывок из романа «Анна Каренина» Л. Н. Толстого «Пришла весна» («Анна Каренина» часть вторая, глава XII), А. П. Чехова «Весной», А. Н. Островского «Снегурочка» — весенняя сказка в четырёх действиях с прологом, В. Бианки «Синичкин календарь», М. М. Пришвина «Родники Берендея», С. Покровкого «Среди природы», «Чёрная царица и её народ» и «Сезонные явления в природе», Н. Сладкова «Хвалёное болото», «Ивовый пир», В. Бианки «Комарики пляшут», А. И. Солженицына «Костёр и муравьи». И, конечно же, рассказы М. М. Пришвина.
Чаще выходите с ребёнком гулять, делайте с ним вместе открытия, ведь весна — именно период открытий и наблюдений. Влюбите ребёнка в природу, пусть он почувствует свежесть весеннего ветерка, запах луговых и степных трав, полюбуется первым клейким весенним листочком, попытается сочинить стихотворение или передать прозой свои мысли, задаёт вопросы и обязательно получает на них ответы. Пусть ребёнок понаблюдает за сокодвижением, за тем, как просыпается от зимней спячки природа.
Учите стихотворения с ребёнком наизусть, читайте выразительно, учите понимать поэзию и прозу, и ребёнок ваш вырастет неравнодушным человеком, всегда готовым прийти на помощь людям и окружающей природе.