Как Владимир Гиляровский стал для москвичей дядей Гиляем?
В конце XIX — начале XX веков трудно было в Москве найти человека, не знавшего дядю Гиляя — известного публициста и бытописателя Владимира Алексеевича Гиляровского. Громадный, похожий на циркового борца, Гиляровский совершенно не укладывался в привычный образ вечно спешащего репортера, стремящегося раскопать что-то сенсационное. Создавалось впечатление, что к этому внешне неторопливому человеку все сенсации стекаются сами, не даром же он знал все, что происходит в Москве — от ночной поножовщины на Сухаревке, о которой и духом не ведала полиция, до предполагаемого приема у генерал-губернатора, организацию которого тот только что успел обсудить с приближенными. Читает Дмитрий Креминский Скачать в mp3 (8.2 Mb / 08:56 мин.)
Дядя Гиляй был не просто популярен, он был любим москвичами. Ему везде были рады, будь то светский прием, актерская вечеринка или воровской кутеж в притонах Тишинки. Все знали, за дядей Гиляем «не заржавеет», сегодня ты поделишься с ним информацией, а завтра он тебе поможет — даст взаймы денег, о которых тут же забудет, «вытащит» из участка, познакомит с нужными людьми или окажет протекцию именно в тот момент, когда она ой как нужна. Да еще и напишет о тебе такое, что в миг знаменитым станешь.
Многим казалось, что дядя Гиляй — неизменный атрибут Москвы, как Кремль или собор Василия Блаженного. Но эта незыблемость положения и искренняя признательность москвичей появились не сразу, они были завоеваны повседневным трудом, талантом и любовью к первопрестольной и её жителям.
Родился Володя Гиляровский в небольшом хуторе в Вологодской губернии 8 декабря (26 ноября) 1855 года. Вскоре семья перебралась в Вологду, где его отец получил должность станового пристава. Крепкий и жизнерадостный мальчишка предпочитал носиться по улицам города или пропадать на рыбалке, чем корпеть над учебниками, поэтому уже в первом классе гимназии был оставлен на второй год. Со временем с учебой дела вроде бы наладились, появилось увлечение цирком и литературой, а его стихи, особенно, если они касались школьных шалостей и учителей, на ура встречались одноклассниками.
Еще в школьные годы Володя решил стать цирковым артистом, освоил акробатику и джигитовку, что впоследствии немало пригодилось ему в жизни. А жизнь сложилась совсем не просто. В 1871 году, провалив экзамены, Гиляровский сбежал из дома. Для него начался период многолетних странствий, позволивший будущему писателю глубоко познать жизнь со всеми её радостями, трудностями и откровенными мерзостями, которых, увы, в России всегда хватало. Он бурлачил на Волге, работал грузчиком в порту, благо, здоровье позволяло, недолгое время учился в юнкерском училище, гонял табуны, служил пожарным и даже осуществил детскую мечту — выступал наездником в цирке.
С 1875 года служил актером в провинциальных театрах, пока в 1877 году, в период русско-турецкой войны, добровольцем не отправился воевать на Кавказ. Физически крепкий и смышленый солдат быстро оказался в войсковой элите — разведке. Воевал доблестно, о чем свидетельствует Георгиевский крест — награда редкая и весьма почетная. Этой наградой Гиляровский всегда гордился, хотя в мирной жизни надевал её редко, обычно он носил на груди только георгиевскую ленточку. Художник А. М. Герасимов вспоминал, что, когда в 1915 году его призвали в армию, Гиляровский, узнав об этом, вспомнил свою молодость и с гордостью сказал: «Смотри, я добровольцем пошел на русско-турецкую войну, и вот видишь, имею Георгия».
После демобилизации Гиляровский в 1881 году поселился в Москве, где устроился работать в театр, но вскоре решил посвятить себя только литературе и журналистике. Стоит отметить, что писал он постоянно, а небольшие наброски, сделанные во время многочисленных странствий, со временем превратились в полноценные литературные произведения. В Москве начал печататься в «Русской газете», затем работал репортёром в «Московском листке». Вскоре его острые злободневные заметки и зарисовки стали появляться во многих московских изданиях. Всего несколько лет потребовалось Гиляровскому, чтобы из обычного репортера превратиться в знатока московских нравов, которого сначала за глаза, а затем и в открытую стали уважительно называть дядей Гиляем.
Вместе с опытом появлялась острота пера и умение находить не просто злободневный материал, а такой, что заставит читателя сопереживать. Быстро росла популярность. В 1887 году у Гиляровского вышел первый сборник рассказов «Трущобные люди», почти весь тираж которого был уничтожен цензурой. Вскоре появились и другие книги, неизменно вызывавшие большой интерес читателей. Произведения Владимира Алексеевича были не без недостатков. Случалось и ему выслушивать критику. Так, А. П. Чехов отмечал склонность Гиляровского к «общим местам и трескучим описаниям», но при этом называл его человеком «чистым сердцем», в котором «совершенно отсутствует элемент предательства, столь присущий господам газетчикам».
Не все знают, что Гиляровский был в то время хорошо известен и как поэт, хотя его стихи были явно слабее прозы. Он автор нескольких поэтических сборников, а в начале Первой мировой войны издал книгу своих стихов, весь гонорар за которую передал в фонд помощи раненым воинам и жертвам войны. Эту книгу проиллюстрировали его друзья-художники: братья Васнецовы, Кустодиев, Малютин, Маковский, Нестеров, Репин, Суриков, Серов. Согласитесь, что собрать для иллюстрирования книжки столько знаменитостей мог только человек, которого они искренне уважали.
Отношение Гиляровского с художниками — разговор особый. Он всегда интересовался живописью, приятельствовал со многими живописцами и, что немаловажно, постоянно старался поддерживать молодых художников, на выставках часто покупая их картины. Понимая, что художникам нужна не только материальная, но и моральная поддержка, охотно писал о художественных выставках, а перед знакомыми хвастался приобретенными картинами, называя их авторов будущими знаменитостями. И ведь в большинстве случаев не ошибался.
Будущий известный советский живописец А. М. Герасимов вспоминал о периоде, когда учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества: «И вот накануне открытия выставки входит незнакомый мне человек, очень полный. В поддевке и шапке. Остановился возле моей картины „Праздник весны“ и говорит: „Это откуда-то из Тамбовской губернии, Кирсановского уезда“. Ошибся он только уездом. „Неплохая картина! А этюд к ней продашь? Вот, сколько у меня денег есть при себе, столько и дам!“ Гиляровский купил этот этюд за 30 целковых».
Естественно, что и художники не могли обойти вниманием колоритную фигуру Гиляровского. Его писали С. В. Малютин, Н. И. Струнников, И. Д. Шадр. Репин написал с него образ смеющегося запорожца для картины «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану», а скульптор Н. А. Андреев — образ Тараса Бульбы для барельефа на памятник Н. В. Гоголю. Художник А. М. Герасимов, у которого Гиляровский часто гостил на даче, написал и портрет Владимира Алексеевича, и портреты членов его семьи.
Стоит отметить, что на знаменитом памятнике Владимир Алексеевич появился не только потому, что внешне напоминал запорожца. Именно ему после проведения серьезных исследований удалось установить точную дату и место рождения Гоголя, о котором он написал несколько больших статей.
Личность Гиляровского интересовала не только художников. О нем много и охотно писали журналисты, писатели и даже поэты. О его приключениях на московском «дне» написано много такого, во что трудно поверить. Создание легенд вокруг легендарной личности, а Владимир Алексеевич, несомненно, таковой личностью являлся, естественно и даже закономерно. Лучше всего дать возможность самому Гиляровскому поведать о своих удивительных приключениях, благо, для этого надо всего лишь раскрыть томик его рассказов.
После Октябрьской революции Гиляровский много писал уже для советских газет и журналов. Его популярность продолжала оставаться очень высокой, издавались его книги, которые не залеживались на прилавках. Последняя книга «Друзья и встречи» вышла за год до смерти Владимира Алексеевича. К этому времени он уже был тяжело больным, почти ослеп, но продолжал писать, обобщая прожитое, вспоминая о встречах с интересными людьми, заново переживая свои многочисленные приключения.
Умер Владимир Алексеевич Гиляровский 1 октября 1935 года, похоронили его на Новодевичьем кладбище. Прошли годы, но память об удивительном человеке, прекрасном журналисте и самобытном писателе продолжает жить. Большими тиражами издаются его книги, позволяя нам заглянуть в давно ушедшую жизнь, увидеть Москву и москвичей такими, какими их видел и любил дядя Гиляй.