Политическая аннигиляция: каким же будет завтра?

Для начала уточним определение. Аннигиляция (annihilatio) — один из видов превращений элементарных частиц, происходящий при столкновении частицы с античастицей. При аннигиляции частица и античастица исчезают.

Это было в начале 90-х, я тогда работал корреспондентом «Московского комсомольца». В то утро мы со знакомой дамой-депутатом неспешно прогуливались по коридору здания Моссовета на Тверской, перемывая косточки здешним политикам. Навстречу шёл невысокий человек в кепке. Подойдя к моей спутнице, он поздоровался, и они принялись обсуждать дело по недвижимости: кому достанется здание противотуберкулёзного диспансера, находящееся в самом центре Москвы. В «МК» я часто писал о работе городских медучреждений, и было забавно наблюдать, как судьба диспансера, а это многомиллионная недвижимость, решается обыденно и просто. В коридоре.

Вот так я увидел живьём человека в кепке, сына плотника, знатного нефтехимика и пчеловода Юрия Михайловича Лужкова. Ещё запомнилось, что когда мы стояли рядом, его надетая кепка была где-то на уровне моей груди. Это при том, что я вовсе не баскетбольного роста. Наверно, великий город мог бы иметь и более солидного мэра.

В начале своей карьеры Юрий Лужков работал директором в московском НПО «Нефтехимавтоматика», где его прозвали «дуче». Прозвали так и за внешнее сходство с итальянским диктатором, и за стиль общения с работниками. Как правило, с подчинёнными Лужков не церемонился. Злые языки говорят, что во время одной из командировок в провинцию для высокого гостя из Москвы местные товарищи накупили кучу всяких деликатесов. У них на глазах Юрий Михайлович уселся в своём гостиничном номере на кровать, скрестив ноги по-турецки, и начал всё это поедать, хватая руками прямо с бумаги. На провинциалов это произвело неизгладимое впечатление.

…За годы правления мэра Лужкова Москва стала самым дорогим для проживания городом в мире, дороже Нью-Йорка, Парижа и Лондона. В Москве огромная пропасть между богатыми и бедными: доходы 10% самых богатых столичных жителей в сорок раз больше, чем доходы 10% беднейших москвичей (во всём цивилизованном мире это соотношение не превышает пятнадцати, а в среднем равняется шести). В Москве частота убийств составляет 9,6 на 100 000 жителей в год, что при населении в 10 миллионов человек ставит её на пятое место в рейтинге самых опасных для жизни городов мира. Подробно о деятельности Ю. Лужкова в течение последних двадцати лет можно прочитать в докладе Б. Немцова «Лужков. Итоги», который размещён в Интернете.

Юрия Лужкова называют последним царём Москвы, впрочем, вместо короны он предпочитает носить кепку. Как политик он является отработанным материалом, поскольку на свою беду осмелился объяснить господину Медведеву, что тот вовсе и не президент. Объяснять Медведеву, что он не президент, у нас в стране может только один человек, и этот человек явно не Лужков.

А теперь попробуем изучить другую противоборствующую сторону. Большинство аналитиков полагают, что пропагандистскую кампанию в федеральных СМИ против московского мэра возглавляет Владислав Сурков. Владислав Юрьевич занимает должность первого заместителя руководителя администрации Президента России. По отцу он Дудаев и, соответственно, чеченец по национальности. День рождения Суркова совпадает с днём рождения Лужкова — 21 сентября. Не правда ли, символичное совпадение.

В. Сурков учился в Московском институте стали и сплавов, а также в Московском институте культуры на факультете режиссуры массовых театрализованных представлений, однако обучение не завершил. Как бы там ни было с обучением, а массовые представления Суркову весьма удаются. Он держит в своих руках всю внутреннюю политику (именно политику, а не финансовые потоки). Вот и в истории с мэром Лужковым телезрители с замиранием сердца следят за сериалом, который поставил режиссёр Слава.

Говорят, что Владислав Юрьевич очень любит кукольные театры. Собрание кукольных персонажей у его первой жены Юлии Вишневской считается одним из самых больших в мире. Есть ли там кукла московского мэра, сказать трудно. Патриоты утверждают, что Юлия Вишневская — это сестра Марии Вишневской, жены Анатолия Чубайса. Наверно, это миф, а вот взаимная неприязнь Чубайса и нынешнего московского мэра — штука очень даже реальная.

Беда Юрия Михайловича Лужкова в том, что за последние два десятилетия он обзавёлся слишком большим числом влиятельных врагов. Тут можно вспомнить губернатора Московской области Громова, Жириновского, Чубайса, а теперь вот и Медведева. Лужков, конечно, знатный пчеловод, но стаями боевых пчёл не располагает даже он. Как у политика у него нет будущего в силу возраста (74 года) и невозможности стать оппозиционером при имеющемся бэкграунде.

Однако и противоборствующая сторона в истории с Лужковым получила существенный ущерб, в первую очередь, имиджевый. На глазах тех самых избирателей, что придут на парламентские выборы 2011-го года и президентские 2012-го, две вертикали власти (федеральная и московская) сошлись в смертельном клинче. Только будущее покажет, произошла ли при этом аннигиляция, взаимное уничтожение с политически летальным исходом.

* * *

…Бывают режимы, которые в силу сложившейся в государстве обстановки долго стагнируют, а исчезнуть могут лишь путём аннигиляции собственных компонентов. Именно такая ситуация наблюдается здесь и сейчас, в России начала второго десятилетия 21-го века. Безусловно, нынешнему мэру Москвы уготовано достойное место в политической пищевой цепи; у кремлёвской стены его вряд ли похоронят. А аннигиляция будет продолжаться.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: